В июне 1992 года в ходе своего визита в Республику Корея, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов ознакомился с деятельностью заводов, входящих в группу «DAEWOO». В июле представители Узбекистана и Кореи подписали меморандум о строительстве автозавода в Асаке. В ноябре того же года Кабинет министров Республики Узбекистан принимает решение «Об организации совместного предприятия «УзДЭУавто».
В городе Асака был завод, рассчитанный на выпуск 40 тысяч тракторов и 10 тысяч тракторных прицепов. Однако из-за отсутствия комплектующих частей регулярно бездействовал. Было принято решение заложить здесь фундамент автомобилестроения Узбекистана.
К решению организационных и практических вопросов, связанных со строительством совместного предприятия, были привлечены специалисты ряда проектных институтов, десятки министерств и ведомств, многотысячный коллектив строителей. Был произведен монтаж тысяч тонн металлических и бетонных конструкций, установлены самые современные оборудования. На основе отбора для повышения квалификации на предприятия корпорации «ДЭУ» были отправлены инженеры-механики высшей квалификации. В течение 3-4 месяцев они освоили программу, рассчитанную на 8 месяцев.
В результате в марте 1996 года на совместном предприятии начато производство легковых автомобилей марки «Дамас». Название этого автомобиля в переводе с испанского означает «семейный». И действительно, популярность этой автомашины среди покупателей всех возрастов подтвердила это. 19 июля 1996 года Узбекистан стал 28 страной в мире, имеющей автомобилестроение. В этот день совместное предприятие было полностью пущено в эксплуатацию. С его конвейера стали сходить автомобили «Нексия», «Дамас» и «Тико».
Сегодня «железных скакунов» из Асаки хорошо знают далеко за пределами Узбекистана. Только в России действует более десятка дилерских организаций совместного предприятия. Большой интерес к автомобилям из Асаки проявляют покупатели не только в России, но и на Украине, в Молдове, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане, Афганистане и даже в Италии.
В Андижане каждый из нас на себе ощутил, как с вводом в эксплуатацию «УзДЭУавто» быстро решилась транспортная проблема. В народе существует понятие «андижанское метро». Всего пару минут нужно постоять на любой городской улице, чтобы дождаться «Дамас». Приветливый молодой человек, сидящий за рулем, вмиг доставит вас по нужному адресу.
Не секрет, что по некоторым причинам корпорация «ДЭУ» потерпела экономический упадок. После этого ее приобрел американский автогигант - «General Motors». Из всех, осуществляемых ранее корпорацией зарубежных проектов оставили только один - АО «УзДЭУавто». Основанием для принятия подобного решения стало то, что узбекское автомобилестроение в общем, и Асакинский автозавод в частности, обладают широкими экономическими возможностями, хорошо поставлен выпуск моделей «УзДЭУавто», хорошо развита дилерская сеть в России, являющейся основным покупателем, а также то, что узбекские автомобили приобретают все большую известность в странах СНГ. С ноября 2002 года АО «УзДЭУавто» начало сотрудничество с «GM DAT». Он стал поставщиком основной части комплектующих деталей для автомобилестроителей Узбекистана.
Теперь обратите внимание на следующие цифры: если в 2002 АО «УзДЭУавто» произвело 34 тысячи автомобилей, то в 2007 году этот показатель превысил 170 тысяч. План на 2008 год составляет 200 тысяч автомобилей. Авторитет Асакинского автозавода поднимает и то, что наряду с наращиванием темпов производства автомобилей здесь уделяют внимание и обновлению модельного ряда выпускаемой продукции. В частности, освоено производство автомобиля марки «Ласетти», модернизированные автомобили «Дамас», «Матиз», «Нексия» привлекли внимание покупателей.
2005 год стал очень важным годом для национальной автопромышленности. С 14 октября 2005 года АО «УзДЭУавто», выполнив свои внешние обязательства, на 100 процентов становится узбекской компанией. Группа гостей под руководством президента компании «General Motors Europe» Карла Питера Фостера посетила предприятие и с удовлетворением отметила его технические возможности, производственные мощности, квалификацию специалистов и рабочих. Нам думается, нет необходимости комментировать оперативность, с которой на базе закрытого акционерного общества «УзДЭУавто» было создано совместное предприятие «GM Узбекистан» по производству автомобилей «Tacuma», «Captiva», «Epica» марки «Шевроле». Ведь в последние месяцы 2007 года было произведено 2000 таких автомобилей.
Еще в 1996 году на открытии автозавода Президент Республики Узбекистан И.Каримов особо подчеркивал: «Кое-кто предлагал построить это предприятие в столице или другом крупном городе. Мы остановили свой выбор на Асаке. Знающие поняли это сердцем. Незнающие поймут это завтра, послезавтра». Правдивость этих слов подтвердила сама жизнь.
Автор: Комилжон Аскаров, корреспондент из г. Андижана
Источник: ИА «Press-uz.info»