Программа развития ООН (ПРООН) в Узбекистане обнародовала Национальный доклад о человеческом развитии за 2007- 2008 годы, озаглавленный «Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения».
Доклад посвящен проблемам образования – одному из ключевых показателей, составляющих суть человеческого бытия и человеческого развития.
В докладе, состоящем из четырех глав, анализируются общие тенденции человеческого развития в Узбекистане, взаимосвязь показателей образованности с другими индикаторами человеческого развития. Авторы доклада уделили особое внимание изучению состояния образования в Узбекистане на фоне остального мира.
Последовательно проанализирована связь между образованием и человеческим развитием, уделено внимание нынешнему состоянию экономики и социальной политике Правительства.
«Я надеюсь, что этот доклад о человеческом развитии станет полезным подспорьем в оценке результатов реформы в области образования, запланированных в перспективе и проводимых на сегодняшний день в Узбекистане. Более того, доклад также можно считать своего рода дополнением к «Стратегии повышения благосостояния населения» в ходе ее реализации в течение 2008-2010 годов», - сказал постоянный представитель Программы развития ООН в Узбекистане Фикрет Акчура. Он также отметил, что ПРООН намерена и впредь оказывать содействие народу Узбекистана в обеспечении устойчивого развития и совершенствовании уровня жизни в стране.
По словам координатора Национального доклада Камолы Сафаевой, это основополагающая публикация, которая является не только изданием, но и процессом. В докладе приведены данные дезогрегированные, по регионам, оценивается ситуация в целом Узбекистана. Успешный опыт описывается в докладе для того, чтобы люди, принимающие решения, могли бы опереться на эти успехи, достигнутые в других странах.
Она также отметила, что с 2001 по 2005 год издано 995 наименований учебников и учебных пособий нового поколения на сумму, превышающую 9 млрд. сумов общим тиражом свыше 5 млн. экземпляров и разработано более 130 электронных учебников.
По представленным данным, расчеты применительно к Узбекистану показывают, что наибольшее влияние на значение индекса человеческого потенциала оказывают индексы образования (40,45%), ожидаемой продолжительности жизни (34,92%). В 2004 году по данным ООН, в сфере образования республика была выше среднемирового уровня и занимала 80-ое место среди 177 стран, а по показателю ожидаемой продолжительности жизни – 112-е.
Вместе с тем отмечается, что проблемой остается характер и качество занятости. Именно поэтому свою задачу в краткосрочной и долгосрочной перспективе правительство видит в достижении экономического роста, который обеспечил бы продуктивной работой, и создал бы предпосылки для расширения формального сектора. Это также необходимо для повышения доходов, направленных на общественно-государственные расходы в виде инвестиций в образование, здравоохранение и социальную инфраструктуру для растущего населения. Дальнейшее сокращение масштабов бедности зависит от высоких темпов экономического роста, но такого роста, который бы вел к продуктивной занятости, особенно бедных слоев населения, и который мог бы уменьшить диспропорции между секторами, а также между городом и селом.
Существуют также данные о дальнейшей диспропорции на рынке труда, а именно, между спросом на квалифицированных работников, и избытком неквалифицированной рабочей силы. Например, промышленные предприятия испытывают нехватку в инженерах, и существует потребность в образованном, опытном управленческом персонале для малых предприятий, а также в сельскохозяйственных специалистах (см. СПБ, глава 2). Вновь созданные профессиональные колледжи, равно, как и система высшего образования, направлены на подготовку указанных специалистов для этих отраслей. Однако следует отметить о важности и необходимости политики постоянного повышения квалификации работников, улучшения навыков и знаний на протяжении всей трудовой деятельности.
В докладе отмечается, что стратегия повышения благосостояния населения Узбекистана, сформулированная во многих программных выступлениях Президента страны, предусматривает обеспечение экономического роста за счет улучшения предпринимательского климата и стимулирования развития частного сектора (например, облегчения налогового бремени, оптимизации налогообложения, укрепления институционального потенциала в целях обеспечения защиты прав собственности и ограничения государственного вмешательства в экономику), увеличения государственных инвестиций в сельское хозяйство и мер по стимулированию частных инвестиций, доступа к кредитным линиям путем дальнейшего реформирования банковского сектора и развития микрофинансирования. Данная стратегия также предусматривает дальнейшее развитие в стране человеческого капитала путем распределения государственных расходов на здравоохранение и образование, меры по улучшению качества предоставляемых услуг в этих секторах, а также усиление социальной защиты семей с детьми, пожилых людей и инвалидов.
В Узбекистане удельный вес государственных источников в общих расходах на образование всегда превышал 80%, что свидетельствует о большой приверженности правительства страны поддержке системы образования. Государственные расходы на образование складываются из трех основных источников: расходов бюджета текущего года, будущих бюджетных доходов, направляемых на покрытие иностранных займов, используемых для развития системы образования, а также средства созданного в 2004 году Фонда школьного образования.
Государственное финансирование образования в Узбекистане имеет целевой характер, который в последние годы усилен принятием и реализацией двух крупных национальных программ: Национальной программы по подготовке кадров, принятой в 1996 году и нацеленной в первую очередь на создание принципиально новой системы среднего специального, профессионального образования, и Программы развития школьного образования, принятой в 2004 году и направленной на коренное улучшение этого сектора образования.
В соответствии с целевыми показателями указанных программ большие государственные ресурсы, направляемые в сектор образования, в значительной мере связаны с существенными инвестиционными затратами на новое строительство и оснащение оборудованием средних специальных, профессиональных учебных заведений, новое строительство, капитальную реконструкцию и оснащение оборудованием общеобразовательных школ.
Узбекистан в 1996 году первым из стран СНГ начал системные реформы в сфере образования. В их основу легла новая концепция непрерывного образования населения, максимальная приближенность образования к потребностям рынка труда через создание принципиально новой системы среднего специального, профессионального образования, сохранение системы всеобщего бесплатного среднего 12-летнего образования.
В период 1997-2006 гг. Узбекистан ежегодно тратил на систему образования в среднем 9-10% своего ВВП и 23-29% расходов государственного бюджета.
Источник: ИА «Press-uz.info»