У немецких инвесторов есть уникальные шансы для расширения своего присутствия в Центральной Азии. Такого мнения придерживается Германское федеральное агентство по внешнеэкономической деятельности. И дело не только в том, что в Европе хотят получить доступ к богатым природным ресурсам Центральной Азии. Как подчеркивает директор агентства доктор Герд Херкс, потребность в модернизации практически всех отраслей промышленности и сферы услуг, бум в строительной отрасли и растущий рынок сбыта – все это убеждает в необходимости выхода на рынок региона. Поэтому неудивительно, что в Туркмении и Узбекистане побывала представительная делегация во главе с министром экономики Германии Михаэлем Глосом. Сопровождавший делегацию корреспондент германского Федерального агентства по внешнеэкономической деятельности Йенс Уве Штробах (Dr. Jens Uwe Strohbach) представил в понедельник в Кельне свой доклад о перспективах для немецких инвесторов в Центральной Азии. В Федеральном агентстве по внешнеэкономической деятельности видят несколько важных причин для расширения экономического присутствия в Центральной Азии, хотя и по-разному оценивают риски и преимущества выхода на рынок региона крупных и средних немецких предпринимателей. Оптимистично настроен Йенс Уве Штробах в отношении шансов немецких предпринимателей в Узбекистане. Надежду на расширение деловых контактов эксперт агентства видит в последних инвестиционных программах узбекского правительства, рассчитанных на среднесрочную перспективу. – Только в текстильной промышленности существует порядка 80 проектов, ждущих инвесторов, готовых вложить не менее $615 млн. Сфера производства стройматериалов привлекает в этом году свыше $300 млн. под три десятка различных проектов. Узбекистан стремится привлечь инвесторов и в другие отрасли – автостроение, химическая и пищевая промышленность, хотя конечно самым нуждающимся в инвестициях остается газовый сектор – здесь рассчитывают на приток $700 млн. Как заключил Йенс Уве Штробах, немецкий инвестор, решивший работать в Центральной Азии, должен наладить связи с таможенными органами и другими ведомствами, а также заручиться поддержкой хорошего юриста. – Проблема в том, что договоры часто заключаются плохие. Люди слишком доверяют стране и богатствам, которые она сулит, а как начинаются сложности, то юридические конторы, к которым предприниматели обращаются за помощью, недоумевают, как же можно было заключить такой договор. Это большое упущение немецких фирм. Три четверти заключенных контрактов содержат какие-то неточности, говорят юристы. Однако ошибки в договорах не останавливают немецкие предприятия от выхода на центральноазиатский рынок – они все активнее покупают предприятия в регионе, во многом просто преследуя цель закрепить за собой место на местном рынке, который далеко еще не поделен: – Речь зачастую идет о предприятиях, имеющих монопольные позиции – например, предприятие в Чирчике, производящее трансформаторы, которое купила британская компания, – теперь вся Центральная Азия оказалась у них под контролем, в смысле рынка сбыта. И такие стратегические предприятия еще есть в списках на приватизацию. Тут главная цель – занять рынок, а затем экспортировать товары. Важное преимущество рынка – дешевая рабочая сила. Международные исследования даже показали, что производить текстиль в Узбекистане, пусть и не в массовом порядке, было бы сейчас выгоднее, чем в Китае. Удивительно, но это так.
|